Михаил Архангел, Архистратиг
.
Дни памяти
19 сентября - Воспоминание чуда, бывшего в Хо́нех (Коло́ссах)
21 ноября-собор
Житие Архистратига Михаила
Предводитель небесного воинства, архистратиг (верховный военачальник) Архангел Михаил признан не только «избавителем от супостатов», но и помощником человеческим в избавлении «от всяких бед и скорбей». И «от злых грехов». То есть споручником в той духовной «внутренней брани», которую ведет каждый верующий.
На Руси сей победитель в войне небесной (Откр. 12, 7-8) почитался как водитель воинства земного: его образами воодушевляли ратников, его изображение несли на шлемах.
По преданию, Батыева конница повернула, не дойдя всего сто верст до Великого Новгорода (четыре дневных перехода), ибо остановлена была огненным мечом Михаила Архангела.
Почитание небесного архистратига связано с самыми началами устроения Москвы. Первым князем , которому поручили Москву в самостоятельный удел, был Михаил Ярославович Хоробрит. Было то в 1248 году. Пока старшие братья, Андрей и Александр Невский, вели сложные переговоры на Востоке, в Сарае и Каракоруме великоханском, Михаил ударил по «супостатам» на Западе и сложил свою буйную голову в борьбе за общерусское дело. С этим Хоробритом, по-видимому, и связано строительство первого на Боровицком холме, еще деревянного Архангельского собора, во имя архистратига Михаила, небесного патрона юного князя.
Со временем новопостроенный Архангельский собор стал местом упокоения великих князей и царей московских.
С 14 века в Московском Кремле стоял Чудов монастырь, основанный митрополитом Алексием и ставший резиденцией первосвятителей Московских и всея Руси. Обитель освящена в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех. Предание относит это событие к 4 веку, когда супротивники христиан решили разрушить Михаилоархангельский храм у целебного источника близ малоазийского города Иераполя. Для этого загнали две горных речки в единое русло и направили в сторону храма. Но Архангел Михаил, явившийся по молитве церковного стража, жезлом своим открыл расселину в горе, и воды хлынули туда, не нарушив святого места.
Митрополит Алексий, сам чудесный целитель, Чудовым монастырем славил архистратига как целителя, «избавителя от скорбей». Обитель сия (разобранная уже в двадцатые годы 20 века) пережила все трагические события, выпавшие на долю новой столице России. Здесь почил, уморенный интервентами, стойкий патриарх Гермоген. Отсюда выходил низверженный из сана патриарх Никон в пору раскола Русской Церкви. Монастырь пережил «нашествие двунадесяти языков» и московский пожар в 1812 году.
Но не только Москва, конечно, особо чтила Михаила Архангела. Архистратиг - на древнем гербе Киева. Монастырь его имени дал имя граду Архангельску, славе Русского Севера. Он и звался в начале Архангельский город – то есть посад при монастыре Архангела Михаила. Поэтому и жители его зовутся не иначе как «архангелогородцами».
На вологодской иконе Михаил изображен как славный воин, с обнаженным мечом и свитком в руке, на котором означено: «Аз Архангел Михаил грозный страшный сильный воевода». Икона относится к 17 веку – временам сильного царства Московского, которому, однако, продолжали угрожать «супостаты» со всех сторон света, в том числе и с Севера, тогда еще со стороны единственно открытых для россиян морей студеных.
Откровение Иоанна Богослова (12, 7-8).
И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый Диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним
.
Дни памяти
19 сентября - Воспоминание чуда, бывшего в Хо́нех (Коло́ссах)
21 ноября-собор
Житие Архистратига Михаила
Предводитель небесного воинства, архистратиг (верховный военачальник) Архангел Михаил признан не только «избавителем от супостатов», но и помощником человеческим в избавлении «от всяких бед и скорбей». И «от злых грехов». То есть споручником в той духовной «внутренней брани», которую ведет каждый верующий.
На Руси сей победитель в войне небесной (Откр. 12, 7-8) почитался как водитель воинства земного: его образами воодушевляли ратников, его изображение несли на шлемах.
По преданию, Батыева конница повернула, не дойдя всего сто верст до Великого Новгорода (четыре дневных перехода), ибо остановлена была огненным мечом Михаила Архангела.
Почитание небесного архистратига связано с самыми началами устроения Москвы. Первым князем , которому поручили Москву в самостоятельный удел, был Михаил Ярославович Хоробрит. Было то в 1248 году. Пока старшие братья, Андрей и Александр Невский, вели сложные переговоры на Востоке, в Сарае и Каракоруме великоханском, Михаил ударил по «супостатам» на Западе и сложил свою буйную голову в борьбе за общерусское дело. С этим Хоробритом, по-видимому, и связано строительство первого на Боровицком холме, еще деревянного Архангельского собора, во имя архистратига Михаила, небесного патрона юного князя.
Со временем новопостроенный Архангельский собор стал местом упокоения великих князей и царей московских.
С 14 века в Московском Кремле стоял Чудов монастырь, основанный митрополитом Алексием и ставший резиденцией первосвятителей Московских и всея Руси. Обитель освящена в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех. Предание относит это событие к 4 веку, когда супротивники христиан решили разрушить Михаилоархангельский храм у целебного источника близ малоазийского города Иераполя. Для этого загнали две горных речки в единое русло и направили в сторону храма. Но Архангел Михаил, явившийся по молитве церковного стража, жезлом своим открыл расселину в горе, и воды хлынули туда, не нарушив святого места.
Митрополит Алексий, сам чудесный целитель, Чудовым монастырем славил архистратига как целителя, «избавителя от скорбей». Обитель сия (разобранная уже в двадцатые годы 20 века) пережила все трагические события, выпавшие на долю новой столице России. Здесь почил, уморенный интервентами, стойкий патриарх Гермоген. Отсюда выходил низверженный из сана патриарх Никон в пору раскола Русской Церкви. Монастырь пережил «нашествие двунадесяти языков» и московский пожар в 1812 году.
Но не только Москва, конечно, особо чтила Михаила Архангела. Архистратиг - на древнем гербе Киева. Монастырь его имени дал имя граду Архангельску, славе Русского Севера. Он и звался в начале Архангельский город – то есть посад при монастыре Архангела Михаила. Поэтому и жители его зовутся не иначе как «архангелогородцами».
На вологодской иконе Михаил изображен как славный воин, с обнаженным мечом и свитком в руке, на котором означено: «Аз Архангел Михаил грозный страшный сильный воевода». Икона относится к 17 веку – временам сильного царства Московского, которому, однако, продолжали угрожать «супостаты» со всех сторон света, в том числе и с Севера, тогда еще со стороны единственно открытых для россиян морей студеных.
Откровение Иоанна Богослова (12, 7-8).
И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый Диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним